«Формирование самостоятельности у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок
понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и
не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может
выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где
переход от одних действий к другим.

2. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений
тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и
поведение — правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у
ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют
наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы,
учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на
переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При
длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

У детей 2 младшей группы занятия длятся 10-15 минут (когда
ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от
его желания).

Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным.
Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно
сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете
продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте
ему расслабиться, снять напряжение на 2 — 3 минуты на подвижные действия. Это
может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем
ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры.
Ребёнок 3 — 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие
активизировали, направляли и стимулировали.

3. В воспитании и обучении учитывайте возрастные
особенности детей. 

Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от
взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть
самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той
деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические
навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия,
которые ему по силам:

 — слушать взрослого;

 — выполнять простые просьбы, поручения;

 — умел подражать, повторять элементарные
движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые
сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так
легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не
всегда), переносит требования в разные ситуации.

• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка
выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои
личные интересы.

• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может
подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка
нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.

• Выполнение действий ребёнка в определённых видах
деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое,
культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать
из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

— от личной заинтересованности;

— от умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы. 
• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу. 
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. 

При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:

— быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью
(нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя
чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку
показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются могут
быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное
качество при обучении; — ребёнок нервничает и при этом не просит помощи
взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но ввиду малых
знаний, навыков ему трудна деятельность, учите ребенка словесно обращаться за
вашей помощью);

• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для
подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками,
предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте
сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы
ребёнок мог повторять за вами.

4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки.

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого
самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным,
аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании
её в определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами
(носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное
место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки
сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться
развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель
до конца. Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного
интереса к интеллектуальной деятельности.

Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Декабрь 25, 2018

Метки:

Добавить комментарий