Адаптация ребенка к детскому саду

Уже очень-очень скоро Ваш малыш впервые пойдет в детский сад.
Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша.
Этап и интересный, и трудный.
Интересный – так как в детском саду его ждут красивые яркие игрушки, на занятиях он научиться лепить, клеить, рисовать, познакомиться с цветом, формой, буквами и цифрами, каждый день Ваш малыш будет узнавать что-то новое и интересное о себе и об окружающем мире, именно здесь он найдет своих первых надежных друзей.
Трудный – потому что ВДРУГ в жизни ребенка меняется очень-очень многое: вдруг мама куда-то уходит, а ребенок остается с тетей-воспитательницей, с которой он пока еще не успел познакомиться, поэтому относится к ней немного осторожно (но это только первый день-два), меняется режим, окружающая обстановка, пища, рядышком есть много детей, с которыми малышу предстоит научиться сотрудничать, делиться игрушками, ждать своей очереди и просить, появляются новые правила и нормы поведения.
Помогите, пожалуйста, своему ребенку подготовиться к поступлению в детский сад. То, как быстро и насколько мягко и максимально безболезненно пройдет процесс адаптации (привыкание, приспособление к новым условиям) к детскому саду, во многом зависит от того, что ваш ребенок будет уметь делать самостоятельно и что он будет знать о детском садике к моменту поступления.
Адаптация малыша к детскому саду.
САМОЕ-САМОЕ ВАЖНОЕ!!!
Период адаптации у каждого ребенка проходит индивидуально. Как правило, он длится от 2 недель до 2 месяцев, иногда полгода, год.
1. Максимально приблизьте домашний режим дня вашего ребенка к тому режиму, по которому ребенок будет жить в детском саду (обязательно спросите о распорядке дня у воспитателя). Особенно важно приучить ребенка ложиться спать в 12-30. (Если ребенок поздно просыпается, то в 12-30 ему уснуть очень сложно. Измените, пожалуйста, ваш режим и время подъема, чтобы, когда вы придете в детский сад, ребенок легко следовал установленному распорядку и с радостью засыпал в 12-30.)
2. Научите малыша самостоятельно кушать ложкой, пить из кружки.
3. Научите малыша самостоятельно убирать за собой игрушки
4. Научите малыша самостоятельно одеваться и раздеваться (надевать колготочки и носочки, расстегивать и застегивать сандалики (лучше покупайте обувь на липучках), снимать маечку, одевать платьице). Иногда быстрее и проще для мамы одеть самой малыша, но для РЕБЕНКА так НЕ ЛУЧШЕ!!! И в детском саду ему без этих навыков будет сложнее.

ВАЖНО СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
ДЕТСКОГО САДА!
5. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад.
Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером обязательно заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. А только взрослых детей и послушных. Тебе повезло, тебя приняли. Осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому.
Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Рассказывайте о том, чем занимаются ребята в садике. Пусть малышу захочется проводить время с ними.
6. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
7. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, расскажите, к кому он может обратиться за помощью и как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна … нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Объясните малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
8. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т.д.). Важно, чтобы малыш не боялся детского сада, — тогда ему будет легче привыкать. Ни в коем случае не угрожайте и не пугайте ребенка детским садом как наказанием за его непослушание.
9. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!» Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка!
10. В период привыкания вашего малыша к детскому саду важно учитывать, что в группе он чувствует себя скованно и вынужден сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, дискомфорту. Необходимо создать условия для разрядки этих эмоций. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ребенком в веселые подвижные игры.
11. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпустить вас. Например, помахать в окошко. Не затягивайте прощание.
12. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность «интимизировать» обстановку; принести с собой свою игрушку. Любимая игрушка овладеет вниманием ребёнка и помогает отвлечься ему от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомит там с другими, расспрашивайте, то с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обста¬новку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без про¬блем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашают¬ся идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают кап¬ризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки, ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней ат¬мосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелатель¬ных, но чужих людей и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоциро¬вать истерики и нежелание идти в детский сад.
• Отрицательное первое впечатление от посеще-ния детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Психологическая неготовность ребенка к детско¬му саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребен¬ку не хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в дет¬ском саду.
• Избыток впечатлений. В ДУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутом¬ляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
• Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить — вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
Типичные ошибки родителей
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.
В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша — это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость — нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Еще одна ошибка родителей — пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условия жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу.
Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению — это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку в период адаптации?
1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх перед не знакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, вызывать положительное отношение к ним.
2. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.
3. Развивать подражательность в действиях ребенка: «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, де литься игрушкой, жалеть плачущего и т. д.
5. Не допускать высказываний сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
1. Самостоятельно садиться на стул.
2. Самостоятельно пить из чашки.
3. Есть с хлебом.
4. Пользоваться ложкой.
5. После еды задвигать свой стул.
6. Активно участвовать в одевании, умывании.
Каковы причины тяжелой адаптации к детскому саду?
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.

Добавить комментарий