Формирование здоровья и развития ребенка

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье  и осуществляется развитие личности.

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодом в жизни ребенка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, данный возрастной  период – это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основной у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых.

Здоровыми детьми медики и педагоги считают тех, которые жизнерадостны, активны, устойчивы к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливы и сильны, с высоким уровнем физического развития.

Педагоги получают сведения о здоровье детей от медицинских работников.

Первый критерий здоровья – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе (индивидуальное развитие), социальный анамнез, оценка материально – бытовых условий, психологического климата в семье, наличие вредных привычек, полноты семьи. Это позволяет педагогам и медицине определить степень риска и своевременно предупредить возможности его проявления.

Второй критерий здоровья —  это физическое развитие и степень его гармоничности.

Оценку этого критерия делают медицинские работники. Большая часть дошкольников имеет нормальное физическое развитие, но есть и дети с отклонением в физическом развитии (с избытком или дефицитом массы тела, низким или слишком высоким ростом, которые не соответствуют возрасту)

Отклонения могут быть вызваны рядом причин:

— неправильным питанием;

— наличием каких-либо заболеваний;

— плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринной системы;

— отсутствием условий, способствующих росту костей и мышц ( мало движений, отсутствует достаточное количество сна).

   Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как незначительные отклонения в ее развитии отражаются на их функциях. Правильная осанка создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная и сердечно-сосудистая. Осанка придает телу стройность и красоту и зависит от формы и гибкости позвоночника. Любые, даже самые незначительные отклонения, могут осложнить жизнь малыша при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему придется меньше двигаться.

Поэтому в дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам и родителям чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обратится к специалисту.

Показателем, имеющим тесную связь с физическим развитием у детей, является стопа.

Плоскостопие чаще всего возникает у детей, имеющих недостаточное развитые и слабые мышцы, связки, которые могут растягиваться, в результате чего происходят изменения формы стопы. Избыточная масса тела также способствует плоскостопию.

Основными задачами формирования свода стопы являются: развитие двигательной функции, общей и силовой выносливости мышц нижних конечностей с учетом индивидуальных возможностей и состояния физического развития детей.

Третий критерий здоровья – нервно-психическое развитие ребенка.

Важным в психопрофилактической работе с детьми являются предупреждение интеллектуальных  перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоций, создание психологического комфорта в группах.

Четвертый критерий здоровья – это степень резистентности или инфекционной  устойчивости организма (по кратности острой заболеваемости).

  • если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная
  • если болеет от 4 до 6 раз в год, то резистентность понижена. Ребенок нуждается в специальном оздоровлении.

Пятый критерий здоровья – это уровень функций, характеризующих постоянство внутренней среды организма.

Информативным показателем функционального состояния ребенка является его самочувствие и поведение.

Функциональное состояние характеризуется:

— результатами утреннего приема;

— по результатам анкетирования родителей.

Шестой критерий здоровья – наличие или отсутствие хронических заболеваний.

Здоровье ребенка по этому критерию определяет медицинский работник.

Задача укренпления здоровья ребенка является необходимым условием ег всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить его здоровье необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении

Апрель 10, 2015

Метки:

Добавить комментарий