К ЗДОРОВЬЮ — ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ*
Никакое средство, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний. |
А. С. МАКАРЕНКО |
Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Нынешнее экологическое неблагополучие, экономические сложности обязывают усилить оздоровительную направленность воспитания в целом. Сегодня оно вправе именоваться оздоровительным воспитанием. В сложившихся условиях соблюдение норм здорового образа жизни — это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы хоть в какой-то мере обеспечить себе качество жизни.
Из каких компонентов складывается оздоровительное воспитание детей? Безусловно в каждом конкретном случае учитываются многие обстоятельства: здоровье, специфика дошкольного учреждения, условия, контингент родителей, профессиональные возможности и интересы педагогов и пр. Однако в первую очередь следует создать основополагающие условия здорового образа жизни и обеспечить его реализацию (табл. 1).
Таблица 1
УСЛОВИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении |
Средства реализации |
Эколого-гигиенические условия |
Соблюдение санитарно-гигиенических нормСоздание «мини-экологических оазисов» в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений |
Психологический комфорт |
Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения в коллективеУсловия для свободного выбора деятельностиНаличие мест для уединения Возможность свободного присутствия в группе родителей Комфортные условия быта Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрослых (многократно в течение дня) |
Распорядок дня |
Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессовФизиологически обоснованное соотношение периодов бодрствования и сна, их «качество»Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельностиВключение в распорядок дня «занятий-упражнений» по овладению гигиеническими навыками |
Оптимальная двигательная активность (не менее 60% периода бодрствования) |
Достаточные площади для движений в помещении и на воздухеРазнородность физкультурно-игровой средыСпециально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельностиВключение движений во все виды занятийСоздание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности |
Закаливание |
Оздоровительные прогулки (3—4 ч ежедневно)Умывание и полоскание рта прохладной водойВоздушные ванны до и после сна (5—7 мин)Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 мин)Использование элементов пульсирующего климатаДополнительные индивидуальные закаливающие процедуры дома |
* По материалам В. А. Шишкиной