К ЗДОРОВЬЮ — ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

К ЗДОРОВЬЮ — ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ*

 

Никакое средство, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
А. С. МАКАРЕНКО

Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания — именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Нынешнее экологическое неблагополучие, экономические сложности обязывают усилить оздоровительную направленность воспитания в целом. Сегодня оно вправе именоваться оздоровительным воспитанием. В сложившихся условиях соблюдение норм здорового образа жизни — это та единственная «скорая помощь», на которую может рассчитывать человек, чтобы хоть в какой-то мере обеспечить себе качество жизни.

Из каких компонентов складывается оздоровительное воспитание детей? Безусловно в каждом конкретном случае учитываются многие обстоятельства: здоровье, специфика дошкольного учреждения, условия, контингент родителей, профессиональные возможности и интересы педагогов и пр. Однако в первую очередь следует создать основополагающие условия здорового образа жизни и обеспечить его реализацию (табл. 1).

Таблица 1

УСЛОВИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

 

Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении

Средства реализации

Эколого-гигиенические условия

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Создание «мини-экологических оазисов» в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений

Психологический комфорт

Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения в коллективе

Условия для свободного выбора деятельности

Наличие мест для уединения Возможность свободного присутствия в группе родителей Комфортные условия быта Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала   взрослых (многократно в течение дня)

Распорядок дня

Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов

Физиологически обоснованное соотношение периодов бодрствования и сна, их «качество»

Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности

Включение в распорядок дня «занятий-упражнений» по овладению гигиеническими навыками

Оптимальная двигательная активность (не менее 60% периода бодрствования)

Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе

Разнородность физкультурно-игровой среды

Специально предусмотренное время для самостоятельной двигательной деятельности

Включение движений во все виды занятий

Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности

Закаливание

Оздоровительные прогулки (3—4 ч ежедневно)

Умывание и полоскание рта прохладной водой

Воздушные ванны до и после сна (5—7 мин)

Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 7 мин)

Использование элементов пульсирующего климата

Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* По материалам В. А. Шишкиной

Добавить комментарий