Как анатомические дефекты артикуляционного аппарата влияют на звукопроизношение ?

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков.
Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 — 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.
Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.
Глубокий прикус — верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус — при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус — при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус — нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Прогения — аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
• редкое расположение зубов;
• наличие диастемы (щели между верхними резцами);
• слишком мелкие или деформированные зубы;
• полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
• короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
• слишком маленький язык;
• слишком большой язык.
Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:
• слишком низкое твёрдое нёбо;
• слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
• расщелины мягкого и твёрдого нёба.
Аномалии в строении губ:
• расщелина верхней губы
• недоразвитие губ.
Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 — 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.
Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука [Р], иногда — звука [Л] и даже шипящих — звуков верхней артикуляции, поскольку для нормального произношенияэтих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка.
Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука [Р], так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное произношение этого звука может быть затруднено.
Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.
Важно отметить, что для того, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо компенсировать имеющиеся недостатки. Для этого необходима слаженная работа учителя-дефектолога, детского стоматолога, врача-ортодонта. Своевременное хирургическое лечение (пластика уздечки языка), ортодонтическое лечение (вестибулярные платинки и трейнеры ) и коррекция станет фундаментом не только правильного произношения, но и полноценного носового дыхания, пережевывания пищи и глотания.

Добавить комментарий