Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства , еще в родительском доме. Велика любознательность ребенка, ему хочется все узнать и самому все испытать и конечно в первую очередь ребенка интересуют яркие и ненадолго запоминающиеся явления и предметы. а что может быть интересней огня с которым ребенок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой — огонь, папа щелкнул зажигалкой-опять огонь; первая, осознанная встреча Нового года и все небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребенка зажигают свет- огонь. Поэтому родителям следует самостоятельно научить детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает
необходимость присечь любые шалости и игры с огнем. И здесь, к сожалению одних
словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребенок
проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно необходимым. провести
профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся
в своей руке руку ребенка к
горячему пламени можно своевременно сформировать первые впечатления ребенка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
К 7 годам, ребенок уверенно овладевает умением пользоваться самыми
различными предметами ,не случайно в этом возрасте ребенок на предложение
взрослому помочь ему что либо сделать часто отвечает «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая
естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно
пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми
электротехническими приборами. В противном случае ,простыми запретами и угрозами
родители могут добиться только обратного эффекта. поскольку они возбуждают
любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают
к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с
пожароопасными предметами в потайных местах. Тут- то и открывается широкий
простор для детских поджогов. Предупреждая использование в играх
огнеопасных предметов, важно в тоже время приучать ребенка ничего не брать без
разрешения, даже если это лежит на виду, даже если это не заперто и не
закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать
содержание детских карманов и мест потайных «секретов»
Реакция детей во время пожара
- Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая что
там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения. - Ребенок может кричать от страха, но если шок от событий слишком большой,
голос может отказать и ребенок будет просто молча прятаться ,что в случае
пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели. - Дети часто боятся пожарных в больших, ярких костюмах принимая их за чудовищ
из мультиков из сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно
рассказать ребенку историю о том, как его ровесник смог остановить пожар и
спасти друзей как храбрые пожарники помогают при тушении огня и т .п.
Важно, чтобы малыш, что
во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно
спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при
его плохом поведении позовут страшного дядю – пожарника, нельзя
рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками,
смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя
при пожаре. Рассказать и показать место где в помещении находится пожарный шкаф
,противопожарное оборудование или средство помогающее тушению пламени(плотные
тканевые вещи ,одеяло).
Ребенок должен знать, если он видит пламя то нужно:
- звать
на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого, всего
мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть
номер соседа, родственника. службы спасения и конечно ваш.) - в
случае, небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его
водой используя пожарный гидрант или огнетушители. - не
тушить огонь самостоятельно в квартире. - Выходить
из горящей квартиры через дверь или окно, при условии что этаж не высокий
и оно свободно открывается) - .Ни в
коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице, - если
квартира заперта, прятаться от огня в ванной, следить чтобы дым не
проникал в вентиляцию.
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче поэтому, можно
учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара,
рисуя эти ситуации и план эвакуации.
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной
безопасности.