Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно — появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 4 года, 5-6 лет? Наши дети отстают в речевом развитии от своих сверстников, но  коррекционная работа в пункте коррекционно-педагогической помощи в детском саду и Ваша работа по закреплению приобретенных навыков позволит устранить недоразвитие речи.

Четвертый год жизни

         Отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делает умозаключения.

         К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает 1500—2000 слов.

         Родителям необходимо обращать речевое внимание ребенка (лучше всего в игре) на:

      числительные (сколько? один, два ... .)

      прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой)

      притяжательные местоимения (твой, мой)

      притяжательные прилагательные (папин стул)

      собирательные существительные (одежда, обувь ... )

         В этом возрасте инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Необходимо:

  • учить стихотворения.
  • с помощью взрослых пересказывать содержание небольшой знакомой сказки.
  • повторять чистоговорки.
  • знакомить и заучивать с детьми загадки.
  • показывать ребенку разнообразные рисунки, картинки
  • развивать голосовой аппарат, упражнять ребенка в произнесении фраз тихо. громко, быстро, медленно, выразительно.

         К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки [л], [р].

В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова

 

На пятом году жизни

         У ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

         Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. При совместной игре, при занятиях с ребенком родитель должен обращать внимание на:

      кроме основных цветов, ребенок должен знать дополнительные цвета;

      притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка);

      сложные предлоги (из-под, около).

         Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки

      неправильно изменяют глаголы («хочут» — хотят) — допускают нарушения в структуре предложений.

         В этом возрасте и родители должны воспользоваться этим, дети обращают внимание на звуковое оформление слов, могут указать на наличие знакомого звука в словах

      произнести звук © в начале (с-с-самолет), в середине (гу-с-с-си), в конце (автобус-се) слова.

      играть с ребенком в «рифму»

         Прочитайте стихотворение так, чтобы ребенок мог закончить фразы:

Иго-го-го' — поет лошадка.

Спи, мышонок, сладко ... (сладко)

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит ... (слон).

      подбирать слова на заданный звук

«А ты знаешь предметы на звук (ч)?»

      читать ребенку больше небылицы, путаницы (это развивает слуховое внимание)

         К 5 годам у детей значительно улучшаются звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков, слогов. Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р], отчетливо произносят многосложные слова. Точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют ударения.

На шестом году жизни

         Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны  

правильно произносить все звуки родного языка.

         Однако у некоторых детей в этом возрасте нарушено произношение шипящих, звуков [л], [р] У одних могут быть задержки в усвоении, у других — неправильное их формирование: [р] — горловое, одноударное; [ш], [ж] — боковые; [с], [з] — межзубные. Игры и упражнения для детей шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова.

         Можно показать ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их 'названии был нарушенный звук. Взрослый должен так произносить слова, чтобы ясно слышался этот звук (например: [с]: с-с-стакан,

лис-с-са.)

Ребенок в этом возрасте должен уметь слушать и слышать читаемый текст, и отвечать на вопросы взрослого: «Какие игрушки были у Светы со звуком [с]? Какие игрушки могли быть со звуком [с]? Какие игрушки были у Зины со звуком [з]? Какие игрушки могли быть со звуком {з]?».

 

         Взрослый должен следить, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки.

         Важно развивать у детей умение внимательно слушать речь окружающих. «Это правда или нет?», «Нелепицы».

         Повторяйте с ребенком скороговорки на заданный звук.

С ребенком шестого года необходимо учить поговорки и пословицы, объясняя их значение — «У страха глаза велики», «Лето собирает, а зима поедает», «Все за одного, один за всех».

         Одновременно следите за правильным произношением  звуков.  Чистоговорки в этом возрасте должны усложняться, произносить их необходимо сначала с умеренной громкостью, затем шепотом.

от admin

Добавить комментарий