«Мы и природа — это единое целое»

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:
— o    понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
— o    освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
— o    проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
— o    представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
— o    понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
— o    осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
 Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
В современном мире, каждый из нас осознаёт, что мы и природа — это единое целое иначе нам не выжить. Возможно природа обходится без нас, а вот мы без нее — нет. Сохранение природы — необходимое условие существования человеческого общества. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно. Усиление экологического воспитания — важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, эстетический вкус и мыслительные способности, как природа. Очень часто мы бываем свидетелями того, как дети ломают деревья, портят газоны и цветы, издеваются над животными, разоряют птичьи гнезда. Такое поведение объясняется тем, что ребенок своевременно не был ознакомлен и воспитан, ему не были привиты навыки уважительного отношения к природе, не развивался и не укреплялся интерес к ней. Поэтому своевременно объясните ребенку, что каждая букашка и каждая травинка чувствуют боль так же, как и мы, и хотят жить, и имеют полное право на жизнь. Любовь к природе должна зарождаться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, трепетного отношения ко всему живому, учить их видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного. В любви к природе представляет собой сложный общественный процесс, стоящий в прямой зависимости от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной системы воспитания обучения детей начиная с детского сада. Не забывайте, что благодаря вашим стараниям вырастет чуткий, добрый, порядочный человек. Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить растение от холода. К 5-6-ти годам у детей формируются представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Расширяются и усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, собирать желуди, кормить домашних животных.
 

Добавить комментарий