РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

О том, что любой ребенок нуждается в развитии мелкой моторики, слышал, наверное, каждый. Однако все ли знают, что такое эта самая мелкая моторика и как ее развивать? Какие же упражнения помогут в этой не такой уж и простой задаче. Для начала нужно иметь точное представление о том, что же такое мелкая моторика. Под этим понятием физиологи подразумевают функционирование мелких мышц, находящихся в кистях рук. Кроме того, мелкая моторика рук – это еще и координация глаз и рук – все движения мышц выполняются под контролем зрения. Почему же так важно развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста? Все очень просто и сложно одновременно – те центры, которые отвечают и за речь, и за движение пальцев, расположены в мозгу человека очень близко друг к другу. Проще говоря, стимуляция мелкой моторики неизбежно влечет за собой развитие речевого центра. Да и про практическую сторону забывать ни в коем случае нельзя, ведь она очень необходима в повседневной жизни – застегнуть пуговицы, завязать шнурки. И это не говоря о том, что ребенку необходимо учиться рисовать, лепить из пластилина, а потом и писать. Поэтому стоит облегчить жизнь своему ребенку дошкольного возраста и заняться развитием мелкой моторики. Не стоит откладывать развитие мелкой моторики ” в дальний ящик” – это необходимо начинать как можно раньше. Для развития мелкой моторики руки используются разные виды детской деятельности, разнообразные стимулирующие материалы. Одним из приемов являются пальчиковые игры. Во время пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Так вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры со скороговорками помогают развивать речь воспитанников, их координацию, почувствовать ритм и подготовить руку к письму. Разные виды театров имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. «Театр картинок, игрушек» — это самый первый театр, когда дети ставят и передвигают картинки, превращаясь в различных персонажей. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр теней», «Театр рукавичек» (в изготовлении которых, родители также принимали активное участие). Во время игры с мозаикой у детей развиваются творческие способности, воображение, координация движений рук. С ее помощью я помогаю воспитанникам, научится ориентироваться на плоскости, закрепит знание цветов радуги, сформирует такие навыки, как терпеливость и усидчивость. Использую для развития пальчиковой моторики счетные палочки. Счетные палочки – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений. Я считаю, что детский конструктор по праву является самой лучшей развивающей игрушкой для детей любого возраста. Игра с конструктором «Лего» помогает ребенку развить моторику рук, работу с цветом, воображение и учит логически мыслить, создавая тот или иной архитектурный шедевр. Специалисты считают, что рисование является средством умственного, сенсорно-моторного, эмоционального, волевого развития дошкольников. В процессе изобразительной деятельности не только развивается рука, но совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение и такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Использую в своей работе рисование различными материалами (гуашью, акварелью, карандашами, цветными мелками, мелом, ручкой, пальцами,), закрашивание, штрихование, вырезание ножницами, лепка из пластилина, глины, теста, аппликацию из различных материалов (бумаги, гороха, семян, яичной скорлупы и т.д.) Упражнения с бумагой не только развивают мелкую моторику пальцев рук, но и помогают воспитанникам освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию. Обычный песок как рукой снимает детскую раздражительность, агрессивность и при этом развивает фантазию и мелкую моторику. Систематически проводимая работа по развитию мелкой моторики, помогла детям улучшить координацию, движения пальцев стали более точными, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Воспитанники продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Свободно ориентируются на листе бумаге и на листах в клеточку. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе. У воспитанников активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим. Дети стали более общительными. Благодаря использованию пальчиковых игр со стихами, скороговорками, речь стала более мелодичной и эмоциональной, выразительной, ритмичной, четкой. Улучшилась артикуляция, связная речь, умение составлять предложения. Воспитанники стали чаще использовать в речи различные части речи, сравнения, антонимы, синонимы. Воспитанники научились концентрировать своё внимание, правильно его распределять. Большинство детей приобрели такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Практически все дети достигли высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Январь 26, 2019

Метки:

Добавить комментарий