Развитие речи ребенка 5-го года жизни.

       К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000  и более  слов. Речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличение активного словаря дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми.

        На пятом году жизни ребенок  четко и правильно произносит звуки [c] [з] [ц]. Большинство детей овладевают четким и чистым произношением  звуков [ш], [ж], [ч], [щ], но допустимы еще случаи замены шипящих свистящими в связной речи. Многие дети начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда  употребляют их в речи.

       У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), и др. Такие замены, как правило,  носят временный характер.  Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо чаще напоминать им о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

       В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (шкаф—из дерева;  стакан—из стекла и т.д.), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу.  Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона. Во время самостоятельных занятий ребенка—рисования, лепки, конструирования — обращайте его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).  Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий — низкий, лента широкая —узкая, карандаш длинный —короткий. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая—уже; какая палочка выше, какая—ниже; какая книга толще, какая — тоньше.

              Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных (в норме такие ошибки допустимы, но не должны носить массовый характер). Необходимо обращать  внимание на грамматическую правильность речи ребенка,  на то, как ребенок связывает слова между собой.

         Формирование и развитие связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все. Иногда родители стараются уклониться от ответа, а  иногда и выговаривают раздраженно: «Не приставай с глупыми вопросами». А почему, спрашивается, с глупыми? Разве мы сами не стремимся глубже понять окружающий нас мир? Почему же ребенок, который только начинает его познавать, не должен интересоваться тем, что его окружает? Конечно, не на все вопросы ребенка можно дать исчерпывающий ответ, но в любом случае надо в доступной форме объяснить то, что его интересует. Необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста черпает свои знания, усваивает новые слова только благодаря общению с взрослыми.

       Активизируют речь ребенка и вопросы, которые задают детям родители: «Где ты был?», «Что ты нарисовал?», «Что видел?» Ответы должны быть не только правильными и точными, но и по возможности полными. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы не были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится. Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать несколько раз. Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся книгу. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок  не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.

Рекомендации для родителей детей пятого года жизни:

1.Расширять и  обогащать словарный запас ребенка, полноценно общаясь с ним.

 2. Развивать фонематическое восприятие ребенка (способность выделять и различать звуки речи).  Предлагать ребенку игры со словами. Например:  «Хлопни в ладоши, если  в слове услышишь  звук [ш]». Слова при этом произносит взрослый: шуба, рыба, шапка, труба, платье, шар, топор, школа, шина, ведро и т.д. «Раскрась только те картинки, в названии которых есть звук [ж]» и т.д.

3. Выполнять с детьми упражнения артикуляционной гимнастики (комплексы для шипящих звуков и соноров [р,л]).

4.Выполнять упражнения на развитие речевого дыхания (выработку плавной воздушной струи, удлинение выдоха). См. статью о речевом дыхании на стр. логопеда.

5.Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук (лепка, конструирование, игры
с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика и т.д.).       

 6.Разучивать чистоговорки, стихи; больше читать ребенку вслух, обсуждать прочитанное;

7. Использовать различные развивающие игры, речевые лото.

Декабрь 25, 2018

Метки:

Добавить комментарий