«Роль сказки в нравственном воспитании детей»

Рекомендации родителям

                   «Роль сказки в нравственном воспитании детей»

    Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.

      Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.

     Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со окружающим миром в целом. Нравственные понятия: честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

      Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

     Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

     Прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

     Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления пословицей. Пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

«Колобок»

«Чем хвалимся, на том и провалимся»

«На языке медок, да на сердце — ледок»

«Теремок»

«Не бравши топор, жилья не срубишь»

«Легко взято, легко и потеряно»

«Репка»

«Из многих малых одно большое выходит»

«Капля по капле и камень долбит»

«Лиса и журавль»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Каков привет, таков и ответ»

«Лисичка со скалочкой»

«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Кто правдой живёт, тот добро наживёт»

«Кто добро творит, того Бог благословит»

«Морозко»

«Работай — сыт будешь, молись — спасешься, терпи — взмилуются»

«Без смиренья нет спасенья»

«Маша и медведь»

«Горе горюй, да руками воюй»

«Зимовье зверей»

«Согласного стада волк не берет»

«Заюшкина избушка»

«На чужой каравай рот не разевай»

«Пораньше вставай, да свой затевай»

    Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»)

     Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).

     Что зло наказуемо. «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».

     Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

     Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

    Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

     Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

     Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди».

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка»

     Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».

Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Ховрошечка» , «Мороз Иванович» , «Царевна-лягушка».

     Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл».

Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко».

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

     В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

     Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун.

     Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

     Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

     Инсценировка является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировке сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценировка способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
      Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, «Из какой сказки этот персонаж?», настольные игры по сказкам.

                    «Встречи героев»

     Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

     Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

                      «Звукорежиссеры»

    Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

     После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

                      «Новые сказки»

    Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

     Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

                         «Пропущенный кадр»

     Цель игры: формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

     Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

     По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

                       «Сказочная цепочка»

     Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

      Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

     Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве...

     Закончить хочется словами Л. Н. Толстого:

«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»

 

 

 

Добавить комментарий