Музыка и движение  такие же взаимосвязанные  понятия, как звук  и  его  ритмическая  организация.

        В течении  не  одного  десятка  лет  педагоги  используют  движение  как  средство  музыкального  развития.  В  прогрессивных  педагогических системах  музыкального  воспитания  движению  всегда  отводилось  особое  место, так  как  музыканты  признавали  за  ним  возможность  не  только  совершенствовать  тело, но  и  развивать  духовный  мир   человека.

        Чтобы  развить  у  детей  чувство  ритма, выразительность  движения, фантазию  и  воображение  можно  использовать  игры  со  словом. Особенностью  является  то, что  все  эти  игры  можно  проводить  без  музыкального сопровождения, под  мелодизированный  текст, который  в  определённой  степени  как  бы  заменяет  собой  мелодичный  напев.

        В  основе  большинства  игр – народные  тексты. Они  особенно  удобны  для  распевного  выразительного  произношения. Наличие  мелодического  и  ритмического  на-чала  позволяет  выполнять  движения  по  содержанию  текста  в  нужном  ритме  и  темпе. Одновременно  у  детей  совершенствуются  двигательные  навыки: прыжки, пружинный  и  дробный  топающий  шаг, поскок, переменный  шаг, галоп, шаг  с  высоким  подъёмом  ног, лёгкий  стремительный  бег.

        Взрослый, не  владеющий  игрой  на  музыкальном  инструменте, с  помощью  игр  со  словом  в  состоянии  грамотно  помочь  детям  овладеть  выразительными  движениями. Текст  игры  можно  не  заучивать  с  ребёнком  специально. Он  запоминается  в  процессе  игрового  действия. Главное условие – это  выразительное, как бы  нараспев, ритмичное  произношение  текста.

        Текст  любой  игры  можно  специально  использовать  для  развития  у  ребёнка  ритма. Его  легко  воспроизвести  в  хлопках  (ритмизовать).

        Например, пользуясь  слогом «та»  для  выражения  более  долгого  звука  и  «ти»  для  более  короткого, одновременно  хлопая  в  ладоши, воспроизводим  следующий  ритмический  рисунок  текста  «Солнышко» (1 фраза).

 

Солнышко, солнышко

Выгляни  в  окошко.

 
Та-ти-ти   та-ти-ти                                 

Ти-ти  ти-ти    та  та         или        

                                    
○ ● ●   ○ ● ●

● ● ● ●  ○ ○

        Таким  же  образом  следует  ритмизовать  все  тексты.

Солнышко.

Солнышко, солнышко,

Выгляни  в  окошко:

Твои  детки  плачут,

По  камушкам  скачут.

Ход  игры: На 1-ю  и 2-ю  строчки  текста  взрослый  вместе  с  ребёнком  выполняет  частые  полуприседания – «пружинки» – и  одновременно  хлопает  в  ладоши. Под текст 3-й  и  4-й  строчек  выполняются  лёгкие  прыжки  с  одновременными  хлопками  в  ладоши.

Пояснение: Текст  произносится  в  медленном  темпе, нараспев, с  ярко  выраженной  метрической  пульсацией, без  остановок, ускорений  и  замедлений.

Радуга-дуга.

Радуга-дуга,

Не  давай  дождя,

Давай  солнышко,

Колоколнышко!

Ход  игры: На  весь  текст  выполняются  лёгкие  частые  прыжки  на  двух  ногах  с  не-большим  покачиванием  корпуса  вправо  и  влево. Ритмизация  текста  будет  выглядеть  следующим  образом:

                                                           Ти-ти-ти-ти  та

                                                           Ти-ти-ти-ти  та

                                                           Ти-ти  та  та  та

                                                           Ти-ти  та  та  та

Пояснение: В  процессе  игры  происходит  развитие  ритмического  чувства  и  совершенствование  прыжкового  движения. Окончание  произнесения  текста  должно  быть  точно  зафиксировано  прыжком  с  прекращением  движения.

Паровоз.

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять  на  месте

Не  хочу.

Колёсами  стучу, верчу,

Садись  скорее,

Прокачу: чух, чух!

Исходное  положение: Руки  согнуты  в  локтях, пальцы  крепко  сжаты  в  кулачки. Ноги  удобнее  слегка  согнуть  в  коленях.

Ход  игры: Взрослый  предлагает  отправиться  в путешествие. На  весь  текст  выполняется  ритмичное  движение  дробного  шага  с  ускорением  темпа  его  выполнения  к  концу  игры.

Пояснение: В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперёд. Текст произносится очень чётко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую  осанку, а  также  следить  за  тем, чтобы  шаг  был  коротким, не шаркающим

        Игру   можно  продолжить, предложив  ребёнку  выйти  из  вагончика  и  погулять  по  лесу, собирая  цветы, ягоды, или  набирая  букеты  осенних  разноцветных  листьев. По сигналу «Ту-ту!», который даётся  взрослым, дети  ребёнок  снова  садится  в  поезд  и  едет  до  следующей  остановки. Игра  развивает  воображение  и  творческие  способности  ребёнка.

от admin

Добавить комментарий